Теория Инь-Ян
Теория Инь-Ян является одной из базовых
и древнейших философских концепций в Даосской традиции, и не смотря на то, что
сейчас трудно найти людей которые бы о ней не слышали, в действительности мало
кто по настоящему понимает всю ее глубину. Кажущаяся на первый взгляд простота
этой теории на самом деле несет сокровенный смысл, который заключается в понимании
взаимоотношений двух изначальных противоположных сил, из которых состоит все
Мироздание. Понимание Инь и Ян очень важно для адепта, который стал на Великий
Путь постижения своей Изначальной Природы, поскольку это позволит ему строить
свою практику наиболее оптимальным образом и избежать различных крайностей в
какую-либо сторону.
В
настоящее время широкое распространение имеет диаграмма Инь-Ян, которую еще
называется Кругом Тайцзи или шаром Великого Предела.
Она состоит из черной и белой «рыб»,
абсолютно симметричных друг другу, где черная «рыба» имеет белый «глаз», а белая
– черный. Но, несмотря на большую популярность этого знака, следует отметить,
что он является не совсем корректным, когда речь идет о практике «внутренней
алхимии», и в самых древних текстах в такой форме никогда не встречается, поэтому
об этой диаграмме говорят как о «современном (популярном)» начертании.
Давайте
разберем историю возникновения этой диаграммы и, что же в ней «не совсем так».
Достоверно известно, что к созданию этого символа Инь-Ян приложили руку философы-неоконфуцианцы.
Начался этот процесс с Чжоу Дуньи (1017—1073), который был основателем неоконфуцианства.
Именно он и его последователи начали активно проповедовать абстрактно-относительное
понимание теории Инь и Ян. Обычно Чжоу Дуньи приписывается написание трактата
“Тайцзи ту шо” (“Объяснение чертежа Великого предела”) в котором говориться
о взаимосоответствиях таких концепций как: У Цзи, Тайцзи, Инь-Ян и У Син. Все
это представлено в следующей схеме: (см рис. справа). Фактически текст представляет
собой сверхсжатый комментарий таких древних даосских текстов как: У цзи ту («План
Беспредельного»), Тай цзи сянь тянь чжи ту («Преднебесного план Великого предела»),
«Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту» («Планы чудесного канона высочайшего
и величайшего проникновения в истинное начало»). Все это вызывало ряд вопросов,
так что даже один из известных современников Чжоу Дуньи неоконфуцианец Лу Цзю-юань
доказывал, что в трактате «Тайцзи ту шо» слишком явно выражены основные даосские
идеи и изложена первичность У Цзи (Беспредельного) по отношению к Тайцзи (Оформленному),
поэтому данный текст не мог написать Чжоу Дуньи - рьяный и ревностный проповедник
неоконфуцианства.
Прототип
современного начертания диаграммы Тайцзи восходит к даосскому Мастеру Чэнь Туаню,
который был Учителем Чжан Саньфэня, создателя Тайцзи-цюань. Диаграмма Чэнь Туаня
называется «Сянь тянь тайцзи ту» («План преднебесного Великого предела») и она
не только изображалась следующим образом, но и понималась по-другому, чем современное
начертание. Здесь вкрапления точек означает принцип объединения Инь и Ян (и
поэтому они соприкасаются друг с другом), т.е. тот результат, который должен
быть достигнут благодаря практике внутренней алхимии.
Когда же эта диаграмма попала к философу
неоконфуцианцу Чжу Си (1130 – 1200), последователю Чжоу Дуньи, то он видоизменил
как и ее начертание (преобразовав его к современному виду), так и философское
понимание. И вот уже он и способствовал широкому распространению своей новой
доктрины. Таким образом, мы видим, что всем известный символ Тайцзи и его толкование
ввели в широкий обиход совсем не даосы, а именно философы-неоконфуцианцы. Сделать
это было им не очень трудно, поскольку само неоконфуцианство содержит в себе
различные идеи заимствованные из даосизма и буддизма, а следовательно его идеи
могли легко проникать в эти традиции и, в определенной степени, менять изначальный
смысл и объяснение определенных концепций. Также неоконфуцианство в свое время
было назначено в качестве основной идеологии государства, а значит, возможность
его влияния на другие идеологии была очень значительной.
Теперь же перейдем к особенностям
диаграммы Тайцзи, что принадлежит Чжу Си. Ключевой момент этой теории заключается
в том, что здесь рассматривается достаточно абстрактное понимание концепции
Инь и Ян и отрицается существование «чистых» сил Инь или Ян. Это отрицание выражается
на диаграмме тем, что в «черной рыбе» имеется «белый глаз» и наоборот. Т.е.
мы наблюдаем здесь исключительно философское воззрение на мировые силы Инь и
Ян. Это понимание, конечно же, имеет право на существование и может быть эффективно
использовано во многих случаях.
Но, есть большое «Но»! И это «но»
возникает тогда, когда в рамках практики внутренней алхимии мы начинаем работать
с энергиями Инь и Ян. Здесь мы как раз и столкнемся с тем, что философия философией,
а реальность может оказаться совсем другой, чем мы могли себе придумать. В данном
случае, это выражается в том, что в ходе практики мы обнаруживаем «чистую» энергию
Ян без Инь и энергию Инь без Ян. Чтобы лучше понимать о чем идет речь, давайте
теперь рассмотрим древнюю даосскую диаграмму Инь и Ян, которая более точно отображает
отношения между силами Инь и Ян и которую использовал Чжоу Дуньи.
Посмотрев
на эту диаграмму, мы видим совсем другую картину и взаимоотношения между двумя
силами, которые она отображает. И понять то, что здесь нарисовано, может оказаться
не так уж и просто. И вот уже эта диаграмма является очень древней и была сделана
в эпоху неолита, а это более чем 3 тысячи лет до н.э. Теперь давайте разберем,
в чем же суть древней теории Инь и Ян. На диаграмме мы видим, что черная (Инь)
и белая (Ян) полосы симметричны относительно друг друга, и это устанавливает
баланс двух противоположных начал. Все это естественный закон Природы – так
же как день сменяет ночь, за вдохом следует выдох, вслед за холодом приходит
тепло. Также мы видим, что силы Инь и Ян существуют параллельно и противоположны
относительно друг друга. Пустой круг внутри указывает на Единое Изначальное
из которого все проистекает. Еще необходимо сказать и то, что сами по себе энергии
Инь и Ян не притягиваются, как «+» и «-» , а, наоборот, отталкиваются. Это связано,
прежде всего, с тем, что их сила разнонаправлена, т.е. сила Ян заключается в
движении от центра к периферии, а сила Инь – от периферии к центру, поэтому
они и не могут быть соединены в обычных своих состояниях. И, тем не менее, во
всех живых (материальных) организмах энергии Инь и Ян присутствуют одновременно,
и друг друга поддерживают, хотя и могут быть в разных пропорциях, а также собираться
в своем чистом виде в отдельных участках тела. Самым простым примером «чистой»
энергии Ян за пределами нашего тела является солнечный свет, а энергии Инь –
сила гравитации. При этом само Солнце обладает и энергией Инь, а в центре Земли
(ядро планеты) есть энергия Ян. В широко популярной литературе часто говориться
о том, что Ян – это «сильное», а Инь – «слабое». Данное утверждение является
ошибочным, и, например, ту же силу гравитации никак нельзя назвать «слабой».
Необходимо понимать, что обе силы могут быть в разных состояниях, как в активном
(сильный Ян и Инь), так и пассивном (слабый Ян и Инь), и именно это понимание
лежит в основе теории У Син (пять стихий).
Исходя из вышесказанного, мы можем
сделать следующий вывод: В Практическом Даосизме энергии Инь и Ян –
это вполне конкретные силы, а не абстрактные понятия, как считают в философских
кругах.
Дополнительная информация об Инь и Ян
Так или иначе, обычный человек воспринимает
мир дуально, есть субъект (сам человек) и объекты, которые его окружают. И эта
дуальность есть ни что иное как все те же Инь и Ян. Целью даосской практики
является постижение своей Изначальной Природы, которое возможно через достижения
Одного (Единого), что означает исчезновение двойственности и достижения целостного
Единства со всем Мирозданием на всех уровнях, от самого грубого до самого тонкого.
В
Даосской Школе Чжэнь Дао (как и в других традиционных даосских направлениях)
путь к обретению Единства начинается с «очищения ума от загрязнений» и «искоренения
омрачений». На уровне работы с энергией базовая методика заключается в том,
что мы постигаем ее качества и свойства Инь и Ян и осуществляем их сплавление.
Это очень непростая задача, исходя из того что энергетические импульсы сил Инь
и Ян разнонаправлены, и поэтому можно сказать, что Инь и Ян в теле обычного
человека никогда сами по себе не могут слиться воедино, т.к. для них это не
естественно. Лишь только благодаря методам внутренней алхимии (нэйдань), человек
может добиться их соединения и использовать одновременно, а не по очереди. Когда
происходит такое слияние, то человек получает совершенно новые возможности и
новый уровень восприятия реальности. Такой результат можно отобразить в следующих
диаграммах.
Они
отображает алхимический результат сплавления Инь и Ян, и заметьте, несмотря
на то, что в первой диаграмме мы видим таких же «рыбок» как и на «современном»
начертании, только вот никаких «глазиков» у них нет. Алхимические диаграммы
хорошо отображают динамические процессы двух противоположных сил, поэтому можно
говорить о существовании молодого, зрелого и старого Ян и молодой, зрелой и
старой Инь. У обычного же человека энергии Инь и Ян не взаимодействуют таким
объединенным образом, как указано на рисунках, это характерно только для практикующих
внутреннюю алхимию. Поэтому, одной из важнейших целей Практического Даосизма
является слияние энергий Инь и Ян, что, по сути, есть первый шаг к обретению
бессмертия (просветления) и постижению Дао.
Источник: http://zhendaopai.org/index.php?option=com_content&view=article&id=119:2010-05-729-14-00-36&catid=42:2009-12-30-06-10-53&Itemid=48