История развития иглоукалывания (от начала н.э. до 500 гг.)
В период правления династий Восточная Хань (25—220 гг.)
и в эпоху Троецарствия (220— 265 гг.) продолжается дальнейшее обобщение знаний
по традиционной китайской
медицине. Широко применял методы чжэньцзю-терапии
выдающийся врач Хуа То (?—208 г.), а Чжан Чжунцзин (150—219 гг.) в знаменитой
книге «Шан хань цза бин лунь» (Рассуждения о повреждении холодом и разнообразных
болезнях [из-за внутренних нарушений]) предлагал сочетать лекарственную терапию
с иглоукалыванием
и прижиганием.
К этому времени в основном были сформированы основы теории
чжэньцзю-терапии.
Но сложилась ситуация, когда многие точки
в разных книгах описывались под разными названиями, не было единства в указании
их локализации. Например, в медицинских записях времен правления династии Восточная
Хань (25—220 гг.), обнаруженных в провинции Ганьсу,указывается, что точка Цзу-сань-ли
E.36 расположена «на 5 цуней ниже колена», а Хуа То считал, что шу-точки спины
находятся «на 1 цунь с двух сторон позвоночника». К этому моменту назрела острая
необходимость в систематизации и упорядочении знаний по чжэньцзю-терапии.
В 256—259 гг. известный историк, врач Хуанфу Ми (215—282 гг.) составляет книгу
«Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания
и прижигания).
Это - самая ранняя книга, специально посвященная иглоукалыванию
и прижиганию,
оказавшая огромное влияние на дальнейшее развитие чжэньцзю-терапии.
В ней проведена систематизация названий и локализации 349 канальных точек,
подробно описан ход каналов и коллатералей, содержатся сведения по теории цзанфу-органов,
Ци и крови, технике укалывания,
пульсовой
диагностике, предложены рецепты для лечения различных болезней.
Время правление династии Цзинь (265—420 гг.) и эпоха Южных
и Северных царств (420—589 гг.) характеризуется «смутами и войнами», когда «книги
предавались огню, и из тысячи не оставалось и одной». Но именно в это тревожное
время чжэньцзю-терапия
получила широкое распространение. Врачи применяли методы чжэньцзю-терапии
из-за их дешевизны и доступности, а в народной медицине большое распространение
получило прижигание.
В это время появляется книга Гэ Хуна (283—343 гг.) «Чжоу хоу бэй цзи фан» (Рецепты
под рукой на случай необходимости), где произведена популяризация медицинских
знаний, подробно описаны некоторые методы чжэньцзю-терапии.
В эпоху Южных и Северных царств (420—589 гг.) появляются
семейные династии врачей, у которых искусство врачевания передавалось из поколения
в поколение. Например, родоначальником семейной династии Сюй был известный врач
Сюй Си. Не менее известными врачами были его сын Сюй Цюфу, его внуки Сюй Даоду
и Сюй Шусян, правнук Сюй Вэньбо. В этот период также организуются специальные
медицинские школы, издаются новые книги по чжэньцзю-терапии
и цветные схемы прохождения каналов и расположения акупунктурных
точек, такие как «Янь цэ ту» (Чертежи сзади и сбоку) и «Мин тан ту» (Чертежи
[точек] из Светлого зала)*.
В 443 г. в царстве Сун начальник Императорского медицинского
приказа Цинь Чэнцзу получает высочайшее повеление организовать подготовку придворных
лекарей для медицинского обслуживания членов императорской семьи и представителей
знатных родов. 493 г.- начинается преподавание основ медицины в Императорской
академии.
_________________________________________________________
* Светлый зал — зал в императорском дворце, где проходили беседы Хуанди с сановниками.
По материалам книги: Белоусов П. В.
Теоретические основы китайской медицины
Серия «Китайская чжэньцзю-терапия»
Алматы, 2004.