Дата и время     Сейчас на сайте 108 чел.     
Евразия - клиника восточной медицины
Лицензия № ЛО-77-01-001963 от 16 ноября 2009 г.
  О клинике Отзывы Специалисты Вакансии Контакты  

 

 

 

Схема проезда  

«Цветной бульвар»
8(495) 921-05-15
Вызов врача на дом
Запись на бесплатную консультацию online
Лабораторные анализы
Вызов врача на дом
Помощь при острой боли
Вопросы врачам
       Главная
       Концепция
 
 
 
       Лечение заболеваний

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Заболевания мочеполовой системы
Заболевания органов дыхания
Заболевания желудочно-кишечного тракта
Заболевания нервной системы
Заболевания сердечно-сосудистой системы
Заболевания кожи
Общие заболевания и состояния организма
 

История развития иглоукалывания (до н.э)

    Ко времени Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) складываются основы учения о Инь и Ян, теории Пяти элементов. Возникают начальные представления о Ци (Чи), квинтэссенции Цзин, жидкостях тела, жизненном духе Шэнь, шести патогенных Ци (Чи), т. е. зародыши теоретических основ китайской медицины. Врачи начинают обобщать и систематизировать медицинские знания, появляются первые труды по иглоукалыванию и прижиганию.

    Врачи древности применяли различные методы лечения. Согласно записям в «Исторических записках» Сыма Цяня (145—86 гг. до н. э.), знаменитый врач Бянь Цюэ (407—310 гг. до н. э.) был искусен в иглоукалывании и прижигании, массаже, приготовлении отваров лекарственных трав, прикладывании лекарственных примочек. Известен случай, когда Бянь Цюэ вылечил наследника престола от болезни «обморока трупом», произведя иглоукалывание в точке Бай-хуэй VG.20.

    В то же время начинает складываться система медицинского чиновничества. Известно, что в 310 г. до н. э. в царстве Цинь уже была должность начальника Императорского медицинского приказа.

    Непродолжительное правление династии Цинь (221—206 гг. до н. э.) характеризуется жестоким подавлением образованности и отказом от традиционных ценностей. В 213 г. до н. э. император Цинь Ши-хуан (259—210 гг. до н. э.) приказал сжечь все книги, имевшихся в частных собраниях, кроме книг по медицине и земледелию, а также гадательных текстов.

    В 1973 г. при археологических раскопках захоронений в кургане Мавандуй недалеко от города Чанша в провинции Хунань, датируемых 168 г. до н. э., было обнаружено множество книг, в том числе медицинских. Были найдены манускрипты на шелковой ткани «Цзу би ши и май цзю цзин» (Канон прижигания одиннадцати ножных и ручных сосудов), «Инь Ян ши и май цзю цзин (цзя бэнь и бэнь)» (Первая и вторая книги Канона прижигания одиннадцати Инь и Ян сосудов). Эти книги - древнейшие из сохранившихся до наших дней в первоначальном виде, посвященных учению о каналах. В книгах не употребляется термин «каналы» (цзин), а используется термин «сосуды» (май). Описаны шесть «ножных» и пять «ручных сосудов» (отсутствует описание ручного цзюэ-инь канала перикарда). Описание линий прохождения каналов по поверхности тела очень краткое. Мало говорится о связи «сосудов» с внутренними органами. В названия «сосудов» внутренние органы не включены. Кроме того, при описании «сосуда тай-инь» (т. е. ножного тай-инь канала селезенки) говорится, что это «сосуд желудка». Также встречаются названия «зубной сосуд», «ушной сосуд», «плечевой сосуд», которых нет в более поздних книгах. Следует отметить, что многие фрагменты текстов из кургана Мавандуй совпадают с фразами из канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем), самым ранним вариантом которого, сохранившимся до наших дней, является издание 1339 г.

    Создание канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) традиция приписывает легендарному императору Хуанди, но первоначальный вариант канона скорее всего появился во времена Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) или даже при Западной династии Хань (206 г. до н. э. — 23 г. н. э.). Дошедший до нас вариант книги вероятнее всего следует считать значительно дополненным и переработанным.

«Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) - важнейший классический канон, заложивший теоретические основы китайской медицины, в том числе иглоукалывания и прижигания. Книга состоит из двух частей: канонов «Су вэнь» (Основные вопросы) и «Лин шу» (Таинственная суть).

    В каноне «Су вэнь» изложены основные принципы теории Инь и Ян, Пяти элементов, цзанфу-органов, каналов и коллатералей, акупунктурных точек, пяти эмоциональных и шести патогенных факторов, описаны методы диагностики и лечения. Канон «Лин шу» посвящен проблемам иглоукалывания и прижигания. В нем содержится более детальное описание системы каналов и коллатералей, техники укалывания, теории акупунктурных точек, методов лечения конкретных болезней. В течение нескольких тысячелетий эта книга имеет важное руководящее значение в развитии китайской медицины, особенно науки иглоукалывания и прижигания.

    Уже позже появляется книга «Хуанди ба ши и нань цзин» (Канон восьмидесяти одной трудности [содержащейся в Каноне] Желтого императора [о внутреннем]), сокращенное название — «Нань цзин» (Канон трудностей). Автором первоначального варианта книги считается Бянь Цюэ (407—310 гг. до н. э.). Эта книга построена в форме вопросов и ответов, поясняющих трудные для понимания места канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем).

    Во времена правления Западной династии Хань (206 гг. до н. э. — 23 г. н. э.) начинается преподавание медицины в государственных учреждениях, проводятся первые аттестации врачей. В 124 г. до н. э. учреждается Императорская академия, где, кроме литературы, философии и политики, кратко изучались основы медицины. В 43 г. до н. э. император Юань-ди повелел провести аттестацию всех придворных лекарей. Особое внимание уделялось не медицинским знаниям, а «бескорыстию, честности, учтивости и чувству долга».

    Среди врачей, живших в это время, следует выделить Чуньюй И (215—150 гг. до н. э.), который в своей практике гормонично сочетал иглоукалывание с лекарственной терапией, а также вел записи историй болезней, помогавшие ему анализировать успехи и погрешности в лечении.

 

По материалам книги: Белоусов П. В.
Теоретические основы китайской медицины
Серия «Китайская чжэньцзю-терапия»
Алматы, 2004.

 

Назад Вперед

 

 
Цены на услуги

Записаться ON-LINE
Запись на первичную бесплатную консультацию
БРОСИТЬ КУРИТЬБРОСИТЬ ПИТЬ

 
Клиника "Евразия" в СМИ
 
Клиника Евразия в СМИ
 
Солнечная активность сегодня
СОЛНЕЧНАЯ
активность сегодня
Солнечная активность сегодня

2017-11-20
Белый ураган на Юпитере
 
2017-11-19
Рождение белых карликов
 
2017-11-18
Компьютер размером с Вселенную
все новости
 
это интересно
 


 
 
 
 
 
 
 
_____________________ 
Лицензия № ЛО-77-01-001963 от 16 ноября 2009 г.     Адрес: Москва, Волконский 1-й переулок, 15.  Тел.: 8(495) 921-05-15 (многоканальный) E-mail: Eurasia@ru03.ru
© 2007-2017 Клиника восточной медицины «ЕВРАЗИЯ». Центр тибетской и китайской медицины. Метро «Цветной бульвар»