Ваш ребенок...
Дергаева С.Ю., клинический психолог, психолог–консультант, автор психокоррекционных
методик для дошкольников и младших школьников, тренингов для подростков, аспирант
УРАО.
С 2005 года работаю с детьми. Занимаюсь диагностикой и психокоррекцией
эмоционально–волевой и когнитивной сферы личности. В работе использую как старые,
проверенные временем методы, так и новые, оригинальные подходы. В отличие от
многих специалистов, я не могу назвать себя приверженцем какой–либо одной линии
психотерапии, не являюсь адептом определённой психологической школы, считающим
выбранную теорию истиной высшей инстанции. На мой взгляд, каждый ребёнок – это
целая галактика, не похожая на остальные миры. И, конечно же, он требует особого
к себе отношения, как при диагностике, так и на последующих этапах нашего взаимодействия.
Поэтому, для своих маленьких посетителей, я должна стать не доминирующим взрослым,
требующим от них какой–либо напряжённой деятельности, а, скорее, старшим партнёром
по играм. Это подразумевает индивидуальный подход к построению психокоррекционной
программы: ведь если нет мотивации, интереса к нашим встречам, будет ли достигнут
желаемый результат? Сомневаюсь. Не скрою, такой подход требует от специалиста
больших затрат времени и душевных сил. Однако, я считаю, что данный стиль работы
полностью себя оправдывает. И большинство родителей со мной согласны.
Знаете ли вы, что ваш ребёнок уникален? И трудности, которые
у него возникают, требуют пристального внимания и серьёзного отношения со стороны
взрослых, его окружающих? Родители всегда могут помочь своим ненаглядным чадам
или обратиться к соответствующим специалистам за компетентным советом…
Наверное, многие из вас слышали от своих детей о страшных
монстрах, живущих в шкафу или под кроватью и мешающих ночью спать? А некоторых
родителей выводят из себя стремление сына или дочки делать всё «назло», грубить,
лгать или постоянно хныкать. Ну и, наверное, каждому хоть раз в жизни было стыдно
за агрессивное поведение малютки в детском саду или школе. А сколько раз хотелось
«провалиться сквозь землю», когда любимое чадо, со слезами и криками валилось
на пол в детском магазине, требуя дорогую игрушку или запретное лакомство? А
бывает, приходится извиняться за то, что ребёнок «такой некультурный – не здоровается,
не отвечает на заданные ему вопросы и, вообще, всегда за маму прячется!»? Спектр
феноменов, которые мы называем «плохим поведением», достаточно широк: это грессивность,
чрезмерная застенчивость, тревожность, различные фобии и истерики. В большинстве
случаев такое поведение имеет под собой вполне логичный ответ детской психики
на окружающую обстановку и стиль воспитания. Иногда некоторые «недостатки» поведения
являются закономерным этапом развития и становления личности ребёнка. В таких
случаях специализированная помощь ребёнку не требуется. Может быть, стоит просто
слегка изменить стиль воспитания или провести ситуативную коррекцию неадаптивного
поведения. В некоторых случаях ребёнку требуется помощь со стороны, чтобы справиться
с возникшими проблемами. В таком случае психолог может посоветовать вам провести
ряд встреч, подобрать индивидуальную программу психокоррекции или порекомендовать
обратиться к врачу соответствующей специализации. Спектр инструментария, который
имеется у психолога для помощи таким детям, достаточно велик: на этапе диагностики
ребёнку предложат ряд интересных игровых заданий, результаты их выполнения расскажут
специалисту о степени эмоционально-волевых нарушений и помогут подобрать оптимальный
вариант помощи с использованием методик арт–терапии, психодрамы, эриксоновских
трансов или ТОП.
Очень часто родители видят в мед. картах своего ребёнка диагнозы
«синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ», «минимальные мозговые
дисфункции – ММД», «задержка психического развития – ЗПР» и т. д. Что это значит?
Как построить своё взаимодействие с ребёнком? Можно ли помочь ему с этим справиться?
Вот наиболее часто задаваемые вопросы детскому психологу в этих случаях. И ответ
здесь однозначен: вы можете и должны принимать активное участие в жизни ребёнка.
Специалист поможет вам простроить наиболее адекватную стратегию поведения. Возможно,
вам предложат курс нейропсихологической коррекции, направленный не только на
устранение неприятных симптомов, но и воздействующий на причину, их вызвавшую.
Не менее эффективна нейропсихологическая коррекция для дошкольников, как подготовка
к обучению в школе, и младших школьников (кто из родителей не хочет, чтобы их
ребёнок стал лучше учиться?).
Подростковый период – особо тяжёлое время и для родителей
и для их подросших детей. Помимо физиологических изменений происходят важнейшие
перестройки психики. В этот период родители должны быть как никогда внимательны
к своим детям. Основные трудности, возникающие в это время - различные эмоционально-волевые
нарушения: депрессии, панические атаки, фобии различного характера, негативизм
и психосоматические нарушения. Здесь специалист-психолог может стать верным
другом и помощником, ведь поведать свои секреты или рассказать о неприятностях
родителям очень сложно. Зато постороннему, нейтральному собеседнику гораздо
легче. На этапе диагностики психолог может предложить подростку стандартизированные
опросники или воспользоваться проективными методиками. Для психокоррекции, в
зависимости от запроса, выбираются методики ТОП, НЛП, транзактного анализа,
гештальт-терапии, психосинтеза, и т. д.
В любом случае, ваш ребёнок – самый лучший на свете, никогда
не забывайте об этом. А трудности, которые возникают в нашей жизни, мы должны
решать вместе, крепко взявшись за руки, уверенно шагая в будущее…
Светлана Дергаева